Самоубийство — это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?
"Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.
Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:
- эмоционально чувствительные, ранимые;
- настойчивые в трудных ситуациях и одновременно неспособные к компромиссам;
- негибкие в общении (их способы взаимодействия с окружающими достаточно однотипны и прямолинейны);
- склонные к импульсивным, эмоциональным, необдуманным поступкам;
- склонные к сосредоточенности на эмоциональной проблеме и к формированию сверхзначимого отношения;
- пессимистичные;
- замкнутые, имеющие ограниченный круг общения.
Классификация суицидальных проявлений
Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.
Степени выраженности суицидального поведения:
Первая степень - пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться", "Если бы со мной это произошло, я бы умер" и т. д.
Вторая степень - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.
Третья степень - суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.
Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).
Демонстративные и истинные попытки суицида
Специалисты разделяют суицидальные попытки: на истинные; демонстративные; шантажные.
Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных, шантажных попыток - добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо выразить протест против трудной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку "за компанию", его решение не обдумано, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть "как все".
Следует помнить, что любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны! Они могут действительно завершиться смертью; могут стать способом решения различных проблем (по сути, это манипулирование другими людьми) или же экстремальным "развлечением". Наконец, игры со смертью могут перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это - употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать.
Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии.
Мотивы и поводы суицидального поведения
Основными мотивами и поводами для суицидального поведения (приведены в порядке уменьшения значимости) могут быть:
1. Личностно-семейные конфликты:
несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;
потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;
препятствия к удовлетворению актуальной потребности;
несчастная любовь;
недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.
2. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.
3. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.
4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:
боязнь наказания или позора;
самоосуждение за неблаговидный поступок.
5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:
несостоятельность, неудачи в учебе или работе;
несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.
Эти мотивы редко служат причиной суицида.
6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.
Целями суицида могут быть:
1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит острый характер.
2. Призыв. Суицидальное поведение по типу "призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.
3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу "избегания" проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.
4. Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.
5. Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.
Постсуицидальный период
Постсуицидальный период начинается вслед за попыткой самоубийства. В нем прослеживаются те мотивы, которые привели к суициду:
конфликт и его значимость для субъекта;
принятие суицидального решения;
личное отношение к суициду.
Выделяют 4 типа постсуицидальных состояний:
1. Критический тип. Конфликт утратил актуальность. Человек испытывает чувство стыда. Повторение суицида маловероятно. Направление помощи - рациональная психотерапия.
2. Манипулятивный тип. Актуальность конфликта снизилась. Появилось отчетливое понимание того, что суицидальные действия могут служить способом достижения целей и средством влияния на окружающих. Имеется тенденция к превращению истинных покушений в демонстративно-шантажные. Направление помощи - выработка негативного отношения к суициду, разрушение шаблона реагирования во избежание повторных суицидов.
3. Аналитический тип. Конфликт по-прежнему актуален. Человек испытывает раскаяние за содеянное. Но поскольку конфликт все еще в острой фазе, начинаются поиски выхода из ситуации, и если они не будут найдены, то вероятность повторного суицида велика, уже со смертельным исходом. Направление помощи - ликвидация конфликта с возможным привлечением к помощи юристов и других служб.
4. Суицидально-фиксированный тип. Конфликт актуален. Отношение к суициду положительное. Направление помощи - лечение в психиатрической клинике с назначением строгого надзора.
Максимальный риск повторного суицида - во временной промежуток от 1 месяца до 3 лет.
Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков
Количество суицидов в возрастной группе 15-19 лет в среднем в 4 раза превышает уровень самоубийств в европейских странах.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательной организации по профилактике суицидального поведения обучающихся:
Федеральные:
«Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017).
Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России № 07-505 от 09.02.2016 "Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому, психологическому и родительскому попечению и сопровождению групп риска вовлечения обучающихся в потребление наркотических средств и психотропных веществ".
Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России № 07-1468 от 13.02.2020 «О методических рекомендациях» (Использование результатов единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической работы с обучающимися образовательной организации. Методические рекомендации для специалистов в области профилактики, педагогических работников общеобразовательных организаций / Автор-составитель: Заева О.В. Под ред. Фальковской Л.П. – М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2019).
Распоряжение Министерства Просвещения Российской федерации N Р-93 от 9 сентября 2019 г. «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
Региональные:
Приказ минобразования РО № 244 от 12.04.2016 г. «О мерах по профилактике суицидов среди обучающихся и воспитанников образовательных организаций».
Письмо минобразования РО №24/3.2-7982 от 14.10.2016 «О совершенствовании деятельности образовательных организаций по профилактике суицидов несовершеннолетних» (Методические рекомендации по организации работы по профилактике кризисов и суицидов обучающихся для педагогов-психологов, классных руководителей и администрации образовательных организаций, Методические рекомендации по оформлению наглядного и раздаточного материала для обучающихся по профилактике кризисов и суицидов).
Письмо минобразования РО №24/3.20-7771 от 25.09.2017 «О направлении методических рекомендаций по составлению и реализации индивидуальных программ комплексного сопровождения обучающихся «группы суицидального риска».
Приказ минобразования РО № 988 от 29.12.2017 г. «О создании службы по оказанию экстренной и пролонгированной психолого-педагогической помощи обучающимся.
Приказ здравоохранения РО и минобразования РО № 998/267 от 12.04.2018 г. «Об алгоритме взаимодействия образовательных организаций и детских врачей-психиатров …».
Приказ минобразования РО № 532 от 11.07.2018 «О порядке взаимодействия образовательных организаций РО при переводе обучающихся с риском суицидального поведения из одного ОУ в другое, либо при поступлении в профессиональную образовательную организацию»
Приказ минобразования РО № 533 от 12.07.2018 «О порядке выявления и сопровождения обучающихся группы суицидального риска в образовательных учреждениях Ростовской области».
Приказ минобразования РО № 619 от 21.08.2018 «Об организации профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости)».
Письмо минобразования РО № 46 от 22.02.2019 г. «О направлении методических рекомендаций по организации и содержанию обучения классных руководителей выявлению факторов риска и психологического неблагополучия обучающихся».
Комплексный план мероприятий, направленный на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних Ростовской области на 2020 год.
Муниципальные:
Постановление Администрации Азовского района от 22.05.2014 г № 403 «Об организации межведомственного взаимодействия по выявлению, реабилитации и сопровождению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, пострадавших от жестокого обращения и насильственных действий на территории Азовского района.
Постановление Администрации Азовского района от 28.12.2017 г № 1312 «Положение о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Азовского района по
проведению профилактической и реабилитационной работы с
несовершеннолетними, осужденными к наказанию и мерам уголовно-
правового характера без изоляции от общества за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.
Постановление Администрации Азовского района от 20.04.2018 г № 361 «Об утверждении Порядка формирования и предоставления сведений в единый муниципальный банк данных семей, находящихся в социально опасном положении по Азовскому району Ростовской области».
Постановление Администрации Азовского района от 14.08.2017 г № 614 «О порядке межведомственного взаимодействия муниципальных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Азовского района по организации социального сопровождения семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации».
Постановление Администрации Азовского района от 29.09. г № 852 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из семей, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений в Азовском районе и организации их розыска».
Постановление № 216 от 12.03.2014 г «Положение о наставничестве (шефстве) над подростками «группы риска»; несовершеннолетними, состоящими на учете органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Азовского района».
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних в Азовском районе Ростовской области на 2020/2021 гг., утвержденный Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Азовского района от 25.03.2020 (Протокол заседания № 05).
Приказ Азовского районного отдела образования от 26.08.2020 г № 434 «Об организации и проведении в 2020 году социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях».
Приказ Азовского районного отдела образования от 03.09.2020 г № 464 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Азовского районного отдела образования от 09.09.2020 г. № 476 «Об усилении мер по профилактике суицидов среди несовершеннолетних».
Приказ Азовского районного отдела образования от 09.09.2020№ 477 «Об организации работы про профилактике суицидов и реализации родительского всеобуча».
Приказ Азовского районного отдела образования от 22.09.2020 № 502 «О профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними и преступлений против половой неприкосновенности».
Приказ Азовского районного отдела образования от 17.11.2020 г№ 612 «Об утверждении Плана дополнительных мер по совершенствованию профилактической работы по устранению причин и условий, способствующих совершению суицидов (попыток суицидов) несовершеннолетних в образовательных организациях Азовского района».
План выявления и сопровождения обучающихся группы суицидального риска в образовательных учреждениях должен содержать в себе следующие этапы (в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 12.07.2018г. № 533 «О порядке выявления и сопровождения, обучающихся группы суицидального риска в образовательных учреждениях Ростовской области»):
- подготовка приказа о выявлении и сопровождении обучающихся группы суицидального риска;
- обучение классных руководителей заполнению таблицы факторов риска;
- заполнение таблицы факторов риска;
- составление списка детей «группы риска»;
- направление на консультацию к врачу-психиатру;
- составление, реализация, анализ и контроль индивидуальных программ сопровождения обучающихся группы суицидального риска (в соответствии с методическими рекомендациями по составлению и реализации индивидуальных программ комплексного сопровождения обучающихся группы суицидального риска от 25.09.2017 №24/3.20 – 7771);
- Приказ о назначении ответственного лица (имеющего полномочия контролировать работу всего педагогического состава) по профилактике суицидов;
- Утвержденный алгоритм действий ОО при попытке суицида обучающегося; при завершенном суициде (Приказ Минобразования РО № 244 от 12.04.2016 г. «О мерах по профилактике суицидов среди обучающихся и воспитанников образовательных организаций»);
- Планы образовательной организации и работы специалистов (план ОО воспитательной работы ОО, педагога-психолога, социального педагога и др. специалистов);
- Должностные инструкции специалистов;
- Пакет диагностических методик по выявлению обучающихся суицидальной «группы риска»;
- Групповые профилактические программы;
- Индивидуальные программы комплексного сопровождения;
- Журналы учета индивидуальной и групповой работы;
-Наличие информации о службах психологической, медицинской, социальной, правовой помощи, телефонах доверия на информационных стендах, сайте учреждения, СМИ;
- Аналитические справки;
- Отчеты.
Профилактика суицидов в учреждении образования
(памятка для педагогов)
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.
Что в поведении подростка должно насторожить
- Резкое снижение успеваемости, проявление безразличия к учебе и оценкам.
- Подавленное настроение, пониженный эмоциональный фон, раздражительность, которое сохраняется длительное время.
- Резкое изменение поведения (стал неряшливым, не хочет разговаривать с близкими ему людьми, начал раздаривать дорогие ему вещи, теряет интерес к тому, чем раньше любил заниматься, отдаляется от друзей).
- Наличие примера суицида в ближайшем окружении, а также среди значимых взрослых или сверстников.
- Ребенок прямо или косвенно говорит о желании умереть или убить себя или о нежелании продолжать жизнь. (Разговоры о нежелании жить – попытка привлечь внимание взрослого к себе и своим проблемам. Бытует миф, что если человек говорит об этом, то значит, этого не сделает. Однако это не так! Отчаявшийся подросток, на которого не обращают внимания, вполне может довести свое намерение до конца).
- Рискованное поведение, в котором высока вероятность причинения вреда своей жизни и здоровью.
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
- Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
- Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
- Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
- Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
- Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
- Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
- Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).
Четыре основные причины самоубийства:
- Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
- Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
- Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
- Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Оказание первичной помощи в беседе с подростком
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
- Отвержение сверстников, травля (в том числе в социальных сетях).
- Ссора или острый конфликт со значимыми взрослыми.
- Несчастная любовь или разрыв романтических отношений.
- Объективно тяжелая жизненная ситуация (потеря близкого человека, резкое общественное отвержение, тяжелое заболевание).
- Личная неудача подростка на фоне высокой значимости и ценности социального успеха.
- Резкое изменение социального окружения (например, в результате смены места жительства).
- Нестабильная семейная ситуация (развод родителей, конфликты, ситуации насилия, алкоголизм).
Четыре основные причины самоубийства:
- Изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой никто не интересуется);
- Беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать жизнь, все зависит не от тебя);
- Безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
- Чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Оказание первичной помощи в беседе с подростком
|
Если вы слышите
|
Обязательно скажите
|
Никогда не говорите
|
1
|
«Ненавижу учебу, класс...»
|
«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?»
|
«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!»
|
2
|
«Все кажется таким безнадежным...»
|
«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь»
|
«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе»
|
3
|
«Всем было бы лучше без меня!»
|
«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит»
|
«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом»
|
4
|
«Вы не понимаете меня!»
|
«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать»
|
«Кто же может понять молодежь в наши дни?»
|
5
|
«Я совершил ужасный поступок...»
|
«Давай сядем и поговорим об этом»
|
«Что посеешь, то и пожнешь!»
|
6
|
«А если у меня не получится?»
|
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное»
|
«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!»
|
При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:
- внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
- правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
- не выражать удивления услышанным и не осуждать ребенка за любые, даже самые шокирующие высказывания;
- не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания "у всех есть такие же проблемы" заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
- постараться развеять романтическо-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
- не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
- стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей.
Внимание!!! Решение лишить себя жизни – спонтанный порыв, поэтому его практически не возможно предугадать и предотвратить. На самом деле роковой шаг редко совершается под влиянием внезапного порыва. В большинстве случаев решение вызревает постепенно, вынашивается несколько дней, недель или даже месяцев.
Человек задумавший лишить себя жизни, никому не станет об этом рассказывать. Если кто-то и заговорил об этом – значит, не всерьез. Большинство покусившихся на свою жизнь (примерно семь из десяти) с кем-то делились своими планами или хотя бы намекали на них. Не всегда эти намеки удается уловить и правильно понять. Самое главное помнить: для многих «последней каплей» послужило именно то, что близкие от них отмахнулись, не приняли их всерьез.