Кровопролитные теракты на нашей земле унесли не одну тысячу жизней. Страшные по своим последствиям Норд-Ост и Беслан потрясли весь мир. Это не забудется никогда. Мы все должны по-другому посмотреть на проблему терроризма. Антифашизм сегодня – это антитерроризм!
Терроризм жесток и подл. Сегодня самые эффективные методы террора – насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов СМИ. Простые люди, в том числе и дети, оказываются наиболее беззащитными, попав в ситуацию теракта. Чаще всего они не знают, как себя вести при угрозе теракта или при свершившемся террористическом нападении.
В последнее время участились случаи вовлечения молодежи в экстремистскую деятельность, в том числе выражающуюся в посещении обучающимися экстремистских сайтов в сети Интернет.
Экстремизм – это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды.
Виды экстремизма:
Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же территории.
Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние годы обострилась проблема исламского экстремизма.
Политический экстремизм – это движения или течения против существующего конституционного строя.
На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается увеличение неформальных молодежных движений экстремистской направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных организаций (группировок) экстремистско-националистической направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко - несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.
Экстремистская деятельность (экстремизм) – это:
Экстремистская организация – это общественное или религиозное объединение, в отношении которого по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Экстремистские материалы – это предназначенные для обнародования документы, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности, либо обосновывающие необходимость осуществления такой деятельности. Сюда можно отнести: труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное или расовое превосходство, либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы.
Экстремистская мотивация – это мотивация, основанная на групповой солидарности, осознании себя членом привилегированной группы, имеющей право на подавление в различных формах «чужаков».
Экстремальное поведение – это крайние способы достижения социальной справедливости, каких-то благ, привилегий, как для себя, так и депривированных социальных групп.
Проявления экстремистской деятельности
Уголовная ответственность за данные преступления возникает с 16 лет. Степень уголовной ответственности зависит от степени тяжести преступления – штраф от ста тысяч рублей до лишения свободы (от шести месяцев до пожизненного заключения)
Обращаем внимание, что в настоящее время проходит существенное обновление официального сайта Минобразования Ростовской области в части методических материалов для проведения работы по противодействию экстремизму и терроризму. Рекомендуем специалистам, курирующим данное направление, систематически знакомиться с материалами, размещенными в разделе:http://www.rostobr.ru/activity/antiterror/regulatory_framework_antiterroristich/index.php/Методические%20материалы.
Минобразование Ростовской области считает необходимым в связи с особой актуальностью и социальной значимостью данной проблемы взять вопросы противодействия экстремизму и терроризму на особый контроль руководителей органов, осуществляющих управление в сфере образования, и образовательных организаций.
усиление антитеррористической защищенности объектов образования, здравоохранения, социального обслуживания населения, культуры, спорта и объектов с массовым пребыванием граждан;
повышение уровня межведомственного взаимодействия по профилактике экстремизма и терроризма;
привлечение граждан, негосударственных структур, в том числе СМИ и общественных объединений, для обеспечения максимальной эффективности в профилактике экстремизма и терроризма;
проведение воспитательной, пропагандистской работы с населением Ростовской области, направленной на предупреждение террористической и экстремистской деятельности, повышение бдительности
КОНТАКТЫ
служб по вопросам противодействия экстремизму
(Для детей и родителей)
ЕСЛИ ВЫ СТОЛКНУЛИСЬ С ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЭКСТРЕМИЗМА – Центр по противодействию экстремизму ГУ МВД России по Ростовской области (863) 249 37 54; (863) 249 39 40;
ЕСЛИ НАРУШАЮТСЯ ПРАВА ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ – секретариат Уполномоченного по правам ребенка в Ростовской области (863) 2800 608; (863) 2800 609;
ЕСЛИ НУЖНА КОНСУЛЬТАЦИЯ ПСИХОЛОГА – ГБОУ РО «Областной центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции» (863) 251 14 10
ПАМЯТКА ПАЦИЕНТА
О ПРОВЕДЕНИИ ВАКЦИНАЦИИ ПРОТИВ COVID-19 ВАКЦИНОЙ «ГАМ-КОВИД-ВАК»
Уважаемый пациент!
Ваше крепкое здоровье – наша главная цель! А для того, чтобы полностью реализовать наш потенциал в достижении главной цели, мы просим Вас соблюдать некоторые (основные и важные) правила, которые помогут нам в нашей работе:
1. Вакцинации подлежат лица, не болевшие COVID-19 и не имеющие иммуноглобулинов класса G и M к вирусу SARS-CoV-2 по результатам лабораторных исследований.
2. Противопоказаниями к вакцинации являются:
- гиперчувствительность к какому-либо компоненту вакцины или вакцины, содержащей аналогичные компоненты;
- тяжелые аллергические реакции в анамнезе;
- острые инфекционные и неинфекционные заболевания;
- обострение хронических заболеваний (вакцинацию проводят через 2-4 недели после выздоровления или ремиссии);
- беременность и период грудного вскармливания;
- возраст до 18 лет.
3. Перед проведением вакцинации необходим обязательный осмотр врача с измерением температуры, сбором эпидемиологического анамнеза, измерением сатурации, осмотром зева, на основании которых врач-специалист определяет отсутствие или наличие противопоказаний к вакцинации.
Врач расскажет Вам о возможных реакциях на вакцинацию и поможет заполнить информированное добровольное согласие на проведение вакцинации.
4. Вакцинацию проводят в два этапа: вначале вводят компонент I в дозе 0,5 мл. Препарат вводят внутримышечно. На 21 день вводят компонент II в дозе 0,5 мл. Препарат вводят внутримышечно.
5. В течение 30 мин после вакцинации просим Вас оставаться в медицинской организации для предупреждения возможных аллергических реакций.
6. После проведения вакцинации (и после введения I компонента, и после введения II компонента) в первые-вторые сутки могут развиваться и разрешаются в течение трех последующих дней кратковременные общие (непродолжительный гриппоподобный синдром, характеризующийся ознобом, повышением температуры тела, артралгией, миалгией, астенией, общим недомоганием, головной болью) и местные (болезненность в месте инъекции, гиперемия, отечность) реакции.
Реже отмечаются тошнота, диспепсия, снижение аппетита, иногда – увеличение регионарных лимфоузлов. Возможно развитие аллергических реакций.
Рекомендуется в течение 3-х дней после вакцинации не мочить место инъекции, не посещать сауну, баню, не принимать алкоголь, избегать чрезмерных физических нагрузок.
При покраснении, отечности, болезненности места вакцинации принять антигистаминные средства. При повышении температуры тела после вакцинации – нестероидные противовоспалительные средства.
Вакцина против COVID-19 не отменяет для привитого пациента необходимость носить маски и перчатки, а также соблюдать социальную дистанцию.
Памятка для детей по профилактике заболеваний в школе
10 шагов к здоровью школьника
1) Перед выходом в школу проверь в портфеле наличие антисептических салфеток.
Антисептические салфетки используй для обработки рук по приходу в школу, а также по мере необходимости (после того как высморкал нос, покашлял или чихнул).
Протирай антисептической салфеткой рабочее место перед началом уроков, если пользуешься компьютерной техникой, протирай мышку и клавиатуру.
2) Обрати особое внимание на подбор одежды.
Помни про значимость комфортного теплоощущения, не перегревайся и не переохлаждайся.
В школе надевай сменную обувь.
3) Ежедневно измеряй температуру тела.
При входе в школу проходи через специально оборудованный фильтр, тебе измерят температуру тела.
Не волнуйся при измерении температуры.
Температуру измерят взрослые с помощью бесконтактного термометра.
Если температура будет выше 37,0 С - тебе окажут медицинскую помощь.
4) Занимайся в одном кабинете, закрепленным за классом.
Помни, что в период пандемии все занятия, за исключением физики, химии, трудового обучения, физической культуры, иностранного языка и информатики, проходят в специально закрепленном за каждым классом кабинете, это одна из значимых мер профилактики - не забывай об этом.
5) Что делать на переменах?
На переменах выполни упражнения на расслабление мышц спины и шеи, гимнастку для глаз.
Выходи из класса организованно для похода в столовую (в регламентированное для питания класса время) и перехода в специальные кабинеты (физика, химия, трудовое обучение, физическая культура и иностранный язык), неорганизованно - в туалет, медицинский кабинет.
6) Учись правильно прикрывать нос при чихании.
При чихании, кашле прикрывай нос и рот одноразовыми салфетками или локтевым сгибом руки.
Береги здоровье окружающих людей.
7) Регулярно проветривай помещения.
Организуй в классе сквозное проветривание во время отсутствия детей в кабинете - на переменах, предназначенных для организованного питания, а также во время уроков, которые проходят в иных кабинетах и помещениях (физика, химия, трудовое обучение, физическая культура и иностранный язык).
Помни, что недостаток кислорода во вдыхаемом воздухе ухудшает самочувствие и снижает устойчивость организма к вирусам и бактериям.
8) Не забывай делать физкультминутки во время урока.
Делай физкультминутки - на 25-30 минуте урока разминай мышцы рук, плечевого пояса, туловища, делай упражнения на дыхание, гимнастику для глаз, улыбайся друг другу.
Это поможет тебе чувствовать себя лучше, поднимет настроение, сохранит высокую работоспособность, а значит и успешность в освоении знаний.
9) Питайся правильно.
Помни, что горячее и здоровое питание в школе - залог хорошего самочувствия, гармоничного роста и развития, стойкого иммунитета и отличного настроения.
Перед едой не забывай мыть руки.
Съедай все, не оставляй в тарелке столь нужные для организма витамины и микроэлементы.
10) Правильно и регулярно мой руки.
Руки намыливай и мой под теплой проточной водой - ладони, пальцы, межпальцевые промежутки, тыльные поверхности кистей.
Ополаскивай руки.
Суммарно время мытья рук должно составлять не менее 30 секунд.
Руки мой после каждого посещения туалета, перед и после еды, после занятий физкультурой.
Профилактика гриппа и коронавирусной инфекции
Вирусы гриппа и коронавирусной инфекции вызывают у человека респираторные заболевания разной тяжести. Симптомы заболевания аналогичны симптомам обычного (сезонного) гриппа. Тяжесть заболевания зависит от целого ряда факторов, в том числе от общего состояния организма и возраста.
Предрасположены к заболеванию: пожилые люди, маленькие дети, беременные женщины и люди, страдающие хроническими заболеваниями (астмой, диабетом, сердечно-сосудистыми заболеваниями), и с ослабленным иммунитетом.
ПРАВИЛО 1. ЧАСТО МОЙТЕ РУКИ С МЫЛОМ
Чистите и дезинфицируйте поверхности, используя бытовые моющие средства.
Гигиена рук — это важная мера профилактики распространения гриппа и коронавирусной инфекции. Мытье с мылом удаляет вирусы. Если нет возможности помыть руки с мылом, пользуйтесь спиртсодержащими или дезинфицирующими салфетками.
Чистка и регулярная дезинфекция поверхностей (столов, дверных ручек, стульев, гаджетов и др.) удаляет вирусы.
ПРАВИЛО 2. СОБЛЮДАЙТЕ РАССТОЯНИЕ И ЭТИКЕТ
Вирусы передаются от больного человека к здоровому воздушно -капельным путем (при чихании, кашле), поэтому необходимо соблюдать расстояние не менее 1 метра от больных.
Избегайте трогать руками глаза, нос или рот. Вирус гриппа и коронавирус распространяются этими путями.
Надевайте маску или используйте другие подручные средства защиты, чтобы уменьшить риск заболевания.
При кашле, чихании следует прикрывать рот и нос одноразовыми салфетками, которые после использования нужно выбрасывать.
Избегая излишние поездки и посещения многолюдных мест, можно уменьшить риск заболевания.
ПРАВИЛО 3. ВЕДИТЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ
Здоровый образ жизни повышает сопротивляемость организма к инфекции. Соблюдайте здоровый режим, включая полноценный сон, потребление пищевых продуктов богатых белками, витаминами и минеральными веществами, физическую активность.
ПРАВИЛО 4. ЗАЩИЩАЙТЕ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ С ПОМОЩЬЮ МЕДИЦИНСКОЙ МАСКИ
Среди прочих средств профилактики особое место занимает ношение масок, благодаря которым ограничивается распространение вируса.
Медицинские маски для защиты органов дыхания используют:
— при посещении мест массового скопления людей, поездках в общественном транспорте в период роста заболеваемости острыми респираторными вирусными инфекциями;
— при уходе за больными острыми респираторными вирусными инфекциями;
— при общении с лицами с признаками острой респираторной вирусной инфекции;
— при рисках инфицирования другими инфекциями, передающимися воздушно-капельным путем.
КАК ПРАВИЛЬНО НОСИТЬ МАСКУ?
Маски могут иметь разную конструкцию. Они могут быть одноразовыми или могут применяться многократно. Есть маски, которые служат 2, 4, 6 часов. Стоимость этих масок различная, из-за различной пропитки. Но нельзя все время носить одну и ту же маску, тем самым вы можете инфицировать дважды сами себя. Какой стороной внутрь носить медицинскую маску — непринципиально.
Чтобы обезопасить себя от заражения, крайне важно правильно ее носить:
— маска должна тщательно закрепляться, плотно закрывать рот и нос, не оставляя зазоров;
— старайтесь не касаться поверхностей маски при ее снятии, если вы ее коснулись, тщательно вымойте руки с мылом или спиртовым средством;
— влажную или отсыревшую маску следует сменить на новую, сухую;
— не используйте вторично одноразовую маску;
— использованную одноразовую маску следует немедленно выбросить в отходы.
При уходе за больным, после окончания контакта с заболевшим, маску следует немедленно снять. После снятия маски необходимо незамедлительно и тщательно вымыть руки.
Маска уместна, если вы находитесь в месте массового скопления людей, в общественном транспорте, а также при уходе за больным, но она нецелесообразна на открытом воздухе.
Во время пребывания на улице полезно дышать свежим воздухом и маску надевать не стоит.
Вместе с тем, медики напоминают, что эта одиночная мера не обеспечивает полной защиты от заболевания. Кроме ношения маски необходимо соблюдать другие профилактические меры.
ПРАВИЛО 5. ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ ГРИППОМ, КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ?
Оставайтесь дома и срочно обращайтесь к врачу.
Следуйте предписаниям врача, соблюдайте постельный режим и пейте как можно больше жидкости.
КАКОВЫ СИМПТОМЫ ГРИППА/КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ
высокая температура тела, озноб, головная боль, слабость, заложенность носа, кашель, затрудненное дыхание, боли в мышцах, конъюнктивит.
В некоторых случаях могут быть симптомы желудочно-кишечных расстройств: тошнота, рвота, диарея.
КАКОВЫ ОСЛОЖНЕНИЯ
Среди осложнений лидирует вирусная пневмония. Ухудшение состояния при вирусной пневмонии идёт быстрыми темпами, и у многих пациентов уже в течение 24 часов развивается дыхательная недостаточность, требующая немедленной респираторной поддержки с механической вентиляцией лёгких.
Быстро начатое лечение способствует облегчению степени тяжести болезни.
ЧТО ДЕЛАТЬ ЕСЛИ В СЕМЬЕ КТО-ТО ЗАБОЛЕЛ ГРИППОМ/ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИЕЙ?
Вызовите врача.
Выделите больному отдельную комнату в доме. Если это невозможно, соблюдайте расстояние не менее 1 метра от больного.
Ограничьте до минимума контакт между больным и близкими, особенно детьми, пожилыми людьми и лицами, страдающими хроническими заболеваниями.
Часто проветривайте помещение.
Сохраняйте чистоту, как можно чаще мойте и дезинфицируйте поверхности бытовыми моющими средствами.
Часто мойте руки с мылом.
Ухаживая за больным, прикрывайте рот и нос маской или другими защитными средствами (платком, шарфом и др.). Ухаживать за больным должен только один член семьи.
Единый общероссийский номер детского телефона доверия — 8-800-2000-122 создан Фондом поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации совместно с субъектами Российской Федерации в сентябре 2010 года. В этом году Телефон доверия отметил 10 лет и на сегодняшний день на него поступило более 9,5 миллионов обращений, то есть в год примерно млн детей и взрослых звонит на телефон доверия!
В настоящее время к нему подключено более 220 организаций во всех субъектах Российской Федерации. В 67 регионах телефон доверия оказывает помощь своим абонентам в круглосуточном режиме.
Кто может позвонить?
Любой ребенок и подросток, который столкнулся с любой проблемой (в отношениях с друзьями, родителями, учителями, стресса из-за учебы, переживаний личного характера) или родитель (законный представитель), который столкнулся с проблемой в детско-родительских отношениях и трудностях в воспитании.
Откуда можно позвонить?
При звонке на этот номер в любом населенном пункте, даже в небольшом городе или деревне Российской Федерации со стационарных (домашних городских) или мобильных телефонов дети, подростки и их родители могут получить экстренную психологическую помощь, которая оказывается психологами.
Платный ли звонок?
Нет, звонок любой продолжительности с любого телефона любого оператора и с любым тарифом бесплатный.
Могут ли меня вычислить? Узнает ли кто-то о моем звонке?
Анонимность и конфиденциальность основные принципы телефона доверия. Ты (вы) можешь не представляться или представиться любым вымышленным именем. На телефоне доверия нет определителя номера и о твоем звонке никто никогда не узнает. Тайна обращения гарантируется. Но если твоя жизнь в опасности, тебе нужна помощь полиции или медиков — ты можешь довериться этим специалистам, назвать себя и свой адрес.
С какими проблемами обращаются?
Чаще всего обращаются с такими проблемами:
проблемы во взаимоотношениях со сверстниками друзьями и противоположным полом (со мной не дружат, я поссорился с другом и не знаю как помириться, булинг, я не такой как все (толстый, рыжий и т.д.), мне одиноко, я влюбился и мне не отвечают взаимностью и т.д.);
- проблемы во взаимоотношениях с родителями (меня не понимают, им нет до меня никакого дела или наоборот — меня опекают, не разрешают мне гулять/дружить с кем-то, заставляют поступать в институт, который мне не нравится, постоянно на меня орут, ругают за двойки, мама с папой разводятся и я чувствую себя никому не нужным, родился брат/сестра и я им не нужен и т.д. и т.п.);
- проблемы в школе (боюсь экзаменов, не хочу учиться, плохие отношения с учителями, стресс перед ЕГЭ, боюсь получить двойку и т.д.);
- тревожные и суицидальне звонки (я в депрессии, я не вижу выхода из моей трудной ситуации, я не хочу жить);
У детского телефона доверия есть сайт — и группы в соцсетях. На главной странице сайта посетитель увидит слайдер с возможностью выбрать свою возрастную группу — «дети», «подростки» и «родители», в зависимости от вкладки, страницы расскажут о наиболее частых проблемах, с которыми обращаются на детский телефон доверия. Для детей актуальны вопросы страхов — остаться одному дома, получить плохую оценку, пойти к врачу. Подростков волнуют экзамены, критическое отношение к своей внешности, конфликты со сверстниками и родителями, несчастная любовь. Родители обращаются с проблемами в процессе воспитания своих чад - ребенок не слушается, много сидит за компьютером, связался с плохой компанией или не хочет учиться. Сайт позволяет не только ознакомиться с перечнем самых часто задаваемых вопросов, но и прочитать подробные ответы опытных психологов на них. Посетители сайта узнают как справляться с одиночеством и находить друзей, что делать при суицидальных настроениях, как завоевать уважение сверстников и найти общий язык с родителями. При этом родители смогут узнать, что волнует их детей, а дети — понять, что в их поведении беспокоит родителей. Смотрите раздел «Лайфхаки» и «Инфографика».
Вся реклама Детского телефона доверия размещена на сайте «Детский телефон доверия» в разделе «Медиа» (социальная реклама)
А для родителей еще можно рекомендовать портал «Я-родитель»
Там есть много полезной информации — статьи, видео, инфографика и возможность получить бесплатно консультацию психолога и юриста.
МБУ ЦППМСП «Доверие»
Азовского района
8 (863) 423-89-17
Уважаемые родители!
Нередко дети скрывают свои переживания от родителей или находятся в оппозиции к ним, поэтому постарайтесь также общаться с друзьями ребенка, их родителями, учителями в школе, интересоваться, как ведет себя ваш ребенок в школе, в компании сверстников. Часто дети не хотят расстраивать родителей и отвечают, что у них «все нормально», «ничего страшного». Именно невысказанные или непонятые эмоции зачастую толкают на необдуманные действия, поэтому очень важно открыто поговорить с подростком, когда ему тяжело.
Обращайте внимание на эмоциональное состояние вашего ребенка. Общайтесь, обсуждайте проблемы, учите их разрешать, внушайте оптимизм. Проявляйте бдительность. Если вы не справляетесь сами, чувствуете неблагополучие в социальной, эмоциональной сфере вашего ребенка, не стесняйтесь обращаться за помощью. Специалисты помогут Вам найти выход из трудной ситуации.
Получить БЕСПЛАТНО консультации специалистов Вы можете в МБУ ЦППМСП «Доверие» Азовского района по адресу: Ростовская обл., Азовский район, с. Кагальник, ул. Свободы 40, т. 8(86342)38917.
Как поддержать подростка в кризисной ситуации?
Для подростка, в силу возрастных особенностей, кризисной может стать любая ситуация, которую лично он переживает как неразрешимую. Взрослые могут не оценить всю серьезность переживаний своего ребенка и не оказать вовремя необходимую эмоциональную поддержку, что рождает у него ощущение непонимания и одиночества, может привести к попыткам решить свою проблему разными неконструктивными способами.
Ситуации, которые могут быть кризисными для подростка:
• любая ситуация, субъективно переживаемая ребенком как обидная, оскорбительная, несправедливая, глубоко ранящая. Объективная оценка ситуации взрослым может сильно отличаться от мнения ребенка;
• несчастная любовь/разрыв отношений с партнером;
• ссора/острый конфликт со значимыми взрослыми (родители, учителя);
• травля (буллинг)/отвержение, запугивание, издевательства со стороны сверстников, травля в интернете/социальных сетях;
• тяжелая жизненная ситуация (смерть близкого человека, особенно матери, тяжелое заболевание);
• разочарование в своих успехах в школе или другие неудачи на фоне высоких требований, предъявляемых окружением или семьей;
• неприятности в семье, нестабильная семейная ситуация (например, развод родителей).
Наиболее тяжело эти ситуации переживают дети со следующими личностными особенностями:
• импульсивность, эмоциональная нестабильность (склонность к непродуманным поступкам);
• перфекционизм (желание делать все идеально, обостренная реакция на критику и совершенные ошибки, недочеты);
• агрессивное поведение, раздражительность;
• неумение преодолевать проблемы и трудности, отсутствие гибкости мышления, инфантильность;
• нестабильная самооценка (то считает себя «великим и грандиозным», то «жалким и ничтожным»);
• самодовольство, излишняя самоуверенность или чувство неполноценности и неуверенности;
• тревожность и подавленность, часто плохое настроение.
Самоубийство — это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?
"Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.
Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:
Классификация суицидальных проявлений
Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.
Степени выраженности суицидального поведения:
Первая степень - пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться", "Если бы со мной это произошло, я бы умер" и т. д.
Вторая степень - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.
Третья степень - суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.
Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).
Демонстративные и истинные попытки суицида
Специалисты разделяют суицидальные попытки: на истинные; демонстративные; шантажные.
Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных, шантажных попыток - добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо выразить протест против трудной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку "за компанию", его решение не обдумано, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть "как все".
Следует помнить, что любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны! Они могут действительно завершиться смертью; могут стать способом решения различных проблем (по сути, это манипулирование другими людьми) или же экстремальным "развлечением". Наконец, игры со смертью могут перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это - употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать.
Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии.
Мотивы и поводы суицидального поведения
Основными мотивами и поводами для суицидального поведения (приведены в порядке уменьшения значимости) могут быть:
1. Личностно-семейные конфликты:
несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;
потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;
препятствия к удовлетворению актуальной потребности;
несчастная любовь;
недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.
2. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.
3. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.
4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:
боязнь наказания или позора;
самоосуждение за неблаговидный поступок.
5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:
несостоятельность, неудачи в учебе или работе;
несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.
Эти мотивы редко служат причиной суицида.
6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.
Целями суицида могут быть:
1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит острый характер.
2. Призыв. Суицидальное поведение по типу "призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.
3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу "избегания" проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.
4. Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.
5. Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.
Постсуицидальный период
Постсуицидальный период начинается вслед за попыткой самоубийства. В нем прослеживаются те мотивы, которые привели к суициду:
конфликт и его значимость для субъекта;
принятие суицидального решения;
личное отношение к суициду.
Выделяют 4 типа постсуицидальных состояний:
1. Критический тип. Конфликт утратил актуальность. Человек испытывает чувство стыда. Повторение суицида маловероятно. Направление помощи - рациональная психотерапия.
2. Манипулятивный тип. Актуальность конфликта снизилась. Появилось отчетливое понимание того, что суицидальные действия могут служить способом достижения целей и средством влияния на окружающих. Имеется тенденция к превращению истинных покушений в демонстративно-шантажные. Направление помощи - выработка негативного отношения к суициду, разрушение шаблона реагирования во избежание повторных суицидов.
3. Аналитический тип. Конфликт по-прежнему актуален. Человек испытывает раскаяние за содеянное. Но поскольку конфликт все еще в острой фазе, начинаются поиски выхода из ситуации, и если они не будут найдены, то вероятность повторного суицида велика, уже со смертельным исходом. Направление помощи - ликвидация конфликта с возможным привлечением к помощи юристов и других служб.
4. Суицидально-фиксированный тип. Конфликт актуален. Отношение к суициду положительное. Направление помощи - лечение в психиатрической клинике с назначением строгого надзора.
Максимальный риск повторного суицида - во временной промежуток от 1 месяца до 3 лет.
Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков
Количество суицидов в возрастной группе 15-19 лет в среднем в 4 раза превышает уровень самоубийств в европейских странах.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательной организации по профилактике суицидального поведения обучающихся:
Федеральные:
«Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017).
Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России № 07-505 от 09.02.2016 "Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому, психологическому и родительскому попечению и сопровождению групп риска вовлечения обучающихся в потребление наркотических средств и психотропных веществ".
Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России № 07-1468 от 13.02.2020 «О методических рекомендациях» (Использование результатов единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической работы с обучающимися образовательной организации. Методические рекомендации для специалистов в области профилактики, педагогических работников общеобразовательных организаций / Автор-составитель: Заева О.В. Под ред. Фальковской Л.П. – М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2019).
Распоряжение Министерства Просвещения Российской федерации N Р-93 от 9 сентября 2019 г. «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
Региональные:
Приказ минобразования РО № 244 от 12.04.2016 г. «О мерах по профилактике суицидов среди обучающихся и воспитанников образовательных организаций».
Письмо минобразования РО №24/3.2-7982 от 14.10.2016 «О совершенствовании деятельности образовательных организаций по профилактике суицидов несовершеннолетних» (Методические рекомендации по организации работы по профилактике кризисов и суицидов обучающихся для педагогов-психологов, классных руководителей и администрации образовательных организаций, Методические рекомендации по оформлению наглядного и раздаточного материала для обучающихся по профилактике кризисов и суицидов).
Письмо минобразования РО №24/3.20-7771 от 25.09.2017 «О направлении методических рекомендаций по составлению и реализации индивидуальных программ комплексного сопровождения обучающихся «группы суицидального риска».
Приказ минобразования РО № 988 от 29.12.2017 г. «О создании службы по оказанию экстренной и пролонгированной психолого-педагогической помощи обучающимся.
Приказ здравоохранения РО и минобразования РО № 998/267 от 12.04.2018 г. «Об алгоритме взаимодействия образовательных организаций и детских врачей-психиатров …».
Приказ минобразования РО № 532 от 11.07.2018 «О порядке взаимодействия образовательных организаций РО при переводе обучающихся с риском суицидального поведения из одного ОУ в другое, либо при поступлении в профессиональную образовательную организацию»
Приказ минобразования РО № 533 от 12.07.2018 «О порядке выявления и сопровождения обучающихся группы суицидального риска в образовательных учреждениях Ростовской области».
Приказ минобразования РО № 619 от 21.08.2018 «Об организации профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости)».
Письмо минобразования РО № 46 от 22.02.2019 г. «О направлении методических рекомендаций по организации и содержанию обучения классных руководителей выявлению факторов риска и психологического неблагополучия обучающихся».
Комплексный план мероприятий, направленный на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних Ростовской области на 2020 год.
Муниципальные:
Постановление Администрации Азовского района от 22.05.2014 г № 403 «Об организации межведомственного взаимодействия по выявлению, реабилитации и сопровождению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, пострадавших от жестокого обращения и насильственных действий на территории Азовского района.
Постановление Администрации Азовского района от 28.12.2017 г № 1312 «Положение о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Азовского района по
проведению профилактической и реабилитационной работы с
несовершеннолетними, осужденными к наказанию и мерам уголовно-
правового характера без изоляции от общества за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.
Постановление Администрации Азовского района от 20.04.2018 г № 361 «Об утверждении Порядка формирования и предоставления сведений в единый муниципальный банк данных семей, находящихся в социально опасном положении по Азовскому району Ростовской области».
Постановление Администрации Азовского района от 14.08.2017 г № 614 «О порядке межведомственного взаимодействия муниципальных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Азовского района по организации социального сопровождения семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации».
Постановление Администрации Азовского района от 29.09. г № 852 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из семей, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений в Азовском районе и организации их розыска».
Постановление № 216 от 12.03.2014 г «Положение о наставничестве (шефстве) над подростками «группы риска»; несовершеннолетними, состоящими на учете органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Азовского района».
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних в Азовском районе Ростовской области на 2020/2021 гг., утвержденный Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Азовского района от 25.03.2020 (Протокол заседания № 05).
Приказ Азовского районного отдела образования от 26.08.2020 г № 434 «Об организации и проведении в 2020 году социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях».
Приказ Азовского районного отдела образования от 03.09.2020 г № 464 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Азовского районного отдела образования от 09.09.2020 г. № 476 «Об усилении мер по профилактике суицидов среди несовершеннолетних».
Приказ Азовского районного отдела образования от 09.09.2020№ 477 «Об организации работы про профилактике суицидов и реализации родительского всеобуча».
Приказ Азовского районного отдела образования от 22.09.2020 № 502 «О профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними и преступлений против половой неприкосновенности».
Приказ Азовского районного отдела образования от 17.11.2020 г№ 612 «Об утверждении Плана дополнительных мер по совершенствованию профилактической работы по устранению причин и условий, способствующих совершению суицидов (попыток суицидов) несовершеннолетних в образовательных организациях Азовского района».
План выявления и сопровождения обучающихся группы суицидального риска в образовательных учреждениях должен содержать в себе следующие этапы (в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 12.07.2018г. № 533 «О порядке выявления и сопровождения, обучающихся группы суицидального риска в образовательных учреждениях Ростовской области»):
- подготовка приказа о выявлении и сопровождении обучающихся группы суицидального риска;
- обучение классных руководителей заполнению таблицы факторов риска;
- заполнение таблицы факторов риска;
- составление списка детей «группы риска»;
- направление на консультацию к врачу-психиатру;
- составление, реализация, анализ и контроль индивидуальных программ сопровождения обучающихся группы суицидального риска (в соответствии с методическими рекомендациями по составлению и реализации индивидуальных программ комплексного сопровождения обучающихся группы суицидального риска от 25.09.2017 №24/3.20 – 7771);
- Приказ о назначении ответственного лица (имеющего полномочия контролировать работу всего педагогического состава) по профилактике суицидов;
- Утвержденный алгоритм действий ОО при попытке суицида обучающегося; при завершенном суициде (Приказ Минобразования РО № 244 от 12.04.2016 г. «О мерах по профилактике суицидов среди обучающихся и воспитанников образовательных организаций»);
- Планы образовательной организации и работы специалистов (план ОО воспитательной работы ОО, педагога-психолога, социального педагога и др. специалистов);
- Должностные инструкции специалистов;
- Пакет диагностических методик по выявлению обучающихся суицидальной «группы риска»;
- Групповые профилактические программы;
- Индивидуальные программы комплексного сопровождения;
- Журналы учета индивидуальной и групповой работы;
-Наличие информации о службах психологической, медицинской, социальной, правовой помощи, телефонах доверия на информационных стендах, сайте учреждения, СМИ;
- Аналитические справки;
- Отчеты.
Профилактика суицидов в учреждении образования
(памятка для педагогов)
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.
Что в поведении подростка должно насторожить
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
Четыре основные причины самоубийства:
Оказание первичной помощи в беседе с подростком
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
Четыре основные причины самоубийства:
Оказание первичной помощи в беседе с подростком
|
Если вы слышите |
Обязательно скажите |
Никогда не говорите |
1 |
«Ненавижу учебу, класс...» |
«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?» |
«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!» |
2 |
«Все кажется таким безнадежным...» |
«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь» |
«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе» |
3 |
«Всем было бы лучше без меня!» |
«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит» |
«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом» |
4 |
«Вы не понимаете меня!» |
«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать» |
«Кто же может понять молодежь в наши дни?» |
5 |
«Я совершил ужасный поступок...» |
«Давай сядем и поговорим об этом» |
«Что посеешь, то и пожнешь!» |
6 |
«А если у меня не получится?» |
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное» |
«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!» |
При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:
Внимание!!! Решение лишить себя жизни – спонтанный порыв, поэтому его практически не возможно предугадать и предотвратить. На самом деле роковой шаг редко совершается под влиянием внезапного порыва. В большинстве случаев решение вызревает постепенно, вынашивается несколько дней, недель или даже месяцев.
Человек задумавший лишить себя жизни, никому не станет об этом рассказывать. Если кто-то и заговорил об этом – значит, не всерьез. Большинство покусившихся на свою жизнь (примерно семь из десяти) с кем-то делились своими планами или хотя бы намекали на них. Не всегда эти намеки удается уловить и правильно понять. Самое главное помнить: для многих «последней каплей» послужило именно то, что близкие от них отмахнулись, не приняли их всерьез.
В период времени с 16 по 27 марта 2020 года на территории Ростовской области проводится первый этап Общероссийской акции «Сообщите, где торгуют смертью» (далее – Акция).
Основными задачами указанной Акции являются:
получение информации о фактах незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ;
изучение общественного мнения по вопросам изменения действующего законодательства, лечения и реабилитации наркопотребителей;
оказание консультационной помощи гражданам специалистами в сфере профилактики наркомании, лечения и реабилитации наркопотребителей.
В управлении по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Ростовской области работает круглосуточно анонимно телефон – 8(863) 249 34 44, официальный Интернет-портал ГУ МВД России по Ростовской области, где можно сообщить информацию о преступлениях и правонарушениях, в том числе в сфере незаконного оборота наркотиков.
Также по «телефону доверия» Государственного бюджетного учреждения Ростовской области «Наркологический диспансер» 8(863) 240 60 70, в будние дни с 09.00 до 17.30 можно получить квалифицированную помощь и консультацию по вопросам лечения и реабилитации наркозависимых лиц.
Телефон "горячей линии" (886342) 4-05-07
В ТАСС состоится пресс-мероприятие в онлайн-формате, посвященное проведению мероприятий по привитию детям навыков безопасного участия в дорожном движении и вовлечению их в деятельность отрядов юных инспекторов движения.
В 2020 году в России продолжится масштабная работа по снижению уровня детского травматизма в дорожно-транспортных происшествиях. В отряды юных инспекторов движения вступают все больше школьников, в том числе старших классов, поскольку участие в движении ЮИД обеспечивает не только большую безопасность на дорогах, но и помогает получить новые навыки и определиться с будущей профессией. В мероприятии примут участие: заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Олег Понарьин, директор Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минпросвещения России Лариса Фальковская, генеральный директор ЭЦ «Движение без опасности» Вадим Мельников.
Мероприятие состоится 28 мая 2020 года в 15:00.
Видеотрансляция будет вестись на сайте ТАСС - tass.ru/press. Ссылка на трансляцию направляется дополнительно на электронную почту всем зарегистрированным участникам.