Самоубийство — это реакция человека на проблему, которая кажется ему непреодолимой. Каковы его причины и как предотвратить появление суицидальных мыслей у ребенка?
"Суицид - это следствие социально-психологической дезадаптации личности в условиях переживаемого личностью микросоциального конфликта" (А.Г. Абрумова, В.А. Тихоненко). Иными словами, его непосредственные причины обычно тесно связаны с проблемами в ближайшем окружении: с разводами родителей, с их повторными браками, алкоголизмом, конфликтами, с болезнью и потерей близких родственников. Сфера общения детей изменяется и вызывает сложный внутренний конфликт: потребность общаться остается, а реализовать ее в привычных формах уже нельзя. Не зная, как повлиять на членов семьи или окружающих, ребенок задумывает самоубийство. Суицид может быть и средством выхода самого человека из непереносимой ситуации.
Риску суицида подвержены дети и подростки с определенными психологическими особенностями:
Классификация суицидальных проявлений
Суицидальные намерения включают в себя суицидальные мысли, представления, переживания, тенденции.
Степени выраженности суицидального поведения:
Первая степень - пассивные суицидальные мысли. Это представления, фантазии на тему своей смерти, но не на тему лишения себя жизни как действия. Примером могут служить высказывания: "Хорошо бы умереть", "Заснуть и не проснуться", "Если бы со мной это произошло, я бы умер" и т. д.
Вторая степень - суицидальные замыслы. Это активная форма проявления суицидальности, стремления к самоубийству. Параллельно формируется план реализации. Продумываются способы суицида, время и место действия.
Третья степень - суицидальные намерения. Они вытекают из замыслов, при этом подкрепляются волевыми решениями, ведущими к поступку.
Период от возникновения суицидальных мыслей до попытки их реализации исчисляется иногда минутами (острый пресуицид), иногда месяцами (хронический пресуицид).
Демонстративные и истинные попытки суицида
Специалисты разделяют суицидальные попытки: на истинные; демонстративные; шантажные.
Число демонстративных попыток в 10-15 раз больше, чем завершенных. Задача демонстративных, шантажных попыток - добиться определенной цели, либо обратить на себя внимание, либо выразить протест против трудной ситуации. Нельзя сбрасывать со счетов и влияние сверстников. Подросток совершает суицидальную попытку "за компанию", его решение не обдумано, а продиктовано готовностью поддержать друзей, стремлением быть "как все".
Следует помнить, что любые суицидальные попытки чрезвычайно опасны! Они могут действительно завершиться смертью; могут стать способом решения различных проблем (по сути, это манипулирование другими людьми) или же экстремальным "развлечением". Наконец, игры со смертью могут перерасти в стойкое саморазрушающее поведение, а это - употребление наркотиков, алкоголя, постоянное стремление рисковать.
Наиболее опасны истинные суицидальные попытки, это показатель тяжелых душевных переживаний, сильного стресса, выраженной депрессии.
Мотивы и поводы суицидального поведения
Основными мотивами и поводами для суицидального поведения (приведены в порядке уменьшения значимости) могут быть:
1. Личностно-семейные конфликты:
несправедливое отношение (оскорбление, унижение, обвинение) со стороны родственников и окружающих;
потеря близкого друга, болезнь, смерть родных;
препятствия к удовлетворению актуальной потребности;
несчастная любовь;
недостаток внимания, заботы со стороны окружающих.
2. Психическое состояние. Две трети суицидов совершаются в непсихотических состояниях по вполне реальным мотивам и поводам, и лишь треть в состоянии психоза с бредовыми идеями.
3. Физическое состояние. Такое решение чаще всего принимают больные с онкопатологией, туберкулезом, сердечно-сосудистыми заболеваниями. При этом суицид совершается на этапе неуточненного диагноза.
4. Конфликты, связанные с антисоциальным поведением суицидента:
боязнь наказания или позора;
самоосуждение за неблаговидный поступок.
5. Конфликты в профессиональной или учебной сфере:
несостоятельность, неудачи в учебе или работе;
несправедливые требования к выполнению профессиональных или учебных обязанностей.
Эти мотивы редко служат причиной суицида.
6. Материально-бытовые трудности. Они также редко служат причиной суицида.
Целями суицида могут быть:
1. Протест, месть. Суицидальное поведение по типу "протеста" предполагает нанесение ущерба, мести обидчику, т. е. тому, кто считается причиной суицидального поведения. Действует принцип: "Вам будет хуже после моей смерти". Конфликт носит острый характер.
2. Призыв. Суицидальное поведение по типу "призыва" возникает остро, реализуется чаще всего через самоотравление. Основной смысл суицидальной попытки - получение помощи извне с целью изменения ситуации.
3. Избегание (наказания, страдания). Суицидальное поведение по типу "избегания" проявляется в ситуациях угрозы наказания и при ожидании психического или физического страдания, а смысл суицида заключается в попытках их избежать.
4. Самонаказание - определяется переживаниями вины реальной, или же это следствие патологического чувства вины.
5. Отказ. Суицидальное поведение по типу "отказа" от жизни, где цель и мотивы полностью совпадают, встречается только у душевнобольных.
Постсуицидальный период
Постсуицидальный период начинается вслед за попыткой самоубийства. В нем прослеживаются те мотивы, которые привели к суициду:
конфликт и его значимость для субъекта;
принятие суицидального решения;
личное отношение к суициду.
Выделяют 4 типа постсуицидальных состояний:
1. Критический тип. Конфликт утратил актуальность. Человек испытывает чувство стыда. Повторение суицида маловероятно. Направление помощи - рациональная психотерапия.
2. Манипулятивный тип. Актуальность конфликта снизилась. Появилось отчетливое понимание того, что суицидальные действия могут служить способом достижения целей и средством влияния на окружающих. Имеется тенденция к превращению истинных покушений в демонстративно-шантажные. Направление помощи - выработка негативного отношения к суициду, разрушение шаблона реагирования во избежание повторных суицидов.
3. Аналитический тип. Конфликт по-прежнему актуален. Человек испытывает раскаяние за содеянное. Но поскольку конфликт все еще в острой фазе, начинаются поиски выхода из ситуации, и если они не будут найдены, то вероятность повторного суицида велика, уже со смертельным исходом. Направление помощи - ликвидация конфликта с возможным привлечением к помощи юристов и других служб.
4. Суицидально-фиксированный тип. Конфликт актуален. Отношение к суициду положительное. Направление помощи - лечение в психиатрической клинике с назначением строгого надзора.
Максимальный риск повторного суицида - во временной промежуток от 1 месяца до 3 лет.
Возрастные особенности суицидального поведения детей и подростков
Количество суицидов в возрастной группе 15-19 лет в среднем в 4 раза превышает уровень самоубийств в европейских странах.
Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательной организации по профилактике суицидального поведения обучающихся:
Федеральные:
«Концепция развития психологической службы в системе образования в Российской Федерации на период до 2025 года» (утв. Минобрнауки России от 19.12.2017).
Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России № 07-505 от 09.02.2016 "Методические рекомендации для педагогических работников, родителей и руководителей образовательных организаций по педагогическому, психологическому и родительскому попечению и сопровождению групп риска вовлечения обучающихся в потребление наркотических средств и психотропных веществ".
Письмо Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минобрнауки России № 07-1468 от 13.02.2020 «О методических рекомендациях» (Использование результатов единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической работы с обучающимися образовательной организации. Методические рекомендации для специалистов в области профилактики, педагогических работников общеобразовательных организаций / Автор-составитель: Заева О.В. Под ред. Фальковской Л.П. – М.: ФГБНУ «Центр защиты прав и интересов детей», 2019).
Распоряжение Министерства Просвещения Российской федерации N Р-93 от 9 сентября 2019 г. «Об утверждении примерного положения о психолого-педагогическом консилиуме образовательной организации».
Региональные:
Приказ минобразования РО № 244 от 12.04.2016 г. «О мерах по профилактике суицидов среди обучающихся и воспитанников образовательных организаций».
Письмо минобразования РО №24/3.2-7982 от 14.10.2016 «О совершенствовании деятельности образовательных организаций по профилактике суицидов несовершеннолетних» (Методические рекомендации по организации работы по профилактике кризисов и суицидов обучающихся для педагогов-психологов, классных руководителей и администрации образовательных организаций, Методические рекомендации по оформлению наглядного и раздаточного материала для обучающихся по профилактике кризисов и суицидов).
Письмо минобразования РО №24/3.20-7771 от 25.09.2017 «О направлении методических рекомендаций по составлению и реализации индивидуальных программ комплексного сопровождения обучающихся «группы суицидального риска».
Приказ минобразования РО № 988 от 29.12.2017 г. «О создании службы по оказанию экстренной и пролонгированной психолого-педагогической помощи обучающимся.
Приказ здравоохранения РО и минобразования РО № 998/267 от 12.04.2018 г. «Об алгоритме взаимодействия образовательных организаций и детских врачей-психиатров …».
Приказ минобразования РО № 532 от 11.07.2018 «О порядке взаимодействия образовательных организаций РО при переводе обучающихся с риском суицидального поведения из одного ОУ в другое, либо при поступлении в профессиональную образовательную организацию»
Приказ минобразования РО № 533 от 12.07.2018 «О порядке выявления и сопровождения обучающихся группы суицидального риска в образовательных учреждениях Ростовской области».
Приказ минобразования РО № 619 от 21.08.2018 «Об организации профессионального обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости)».
Письмо минобразования РО № 46 от 22.02.2019 г. «О направлении методических рекомендаций по организации и содержанию обучения классных руководителей выявлению факторов риска и психологического неблагополучия обучающихся».
Комплексный план мероприятий, направленный на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних Ростовской области на 2020 год.
Муниципальные:
Постановление Администрации Азовского района от 22.05.2014 г № 403 «Об организации межведомственного взаимодействия по выявлению, реабилитации и сопровождению несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, пострадавших от жестокого обращения и насильственных действий на территории Азовского района.
Постановление Администрации Азовского района от 28.12.2017 г № 1312 «Положение о порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Азовского района по
проведению профилактической и реабилитационной работы с
несовершеннолетними, осужденными к наказанию и мерам уголовно-
правового характера без изоляции от общества за преступления в сфере незаконного оборота наркотиков.
Постановление Администрации Азовского района от 20.04.2018 г № 361 «Об утверждении Порядка формирования и предоставления сведений в единый муниципальный банк данных семей, находящихся в социально опасном положении по Азовскому району Ростовской области».
Постановление Администрации Азовского района от 14.08.2017 г № 614 «О порядке межведомственного взаимодействия муниципальных органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних Азовского района по организации социального сопровождения семей с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации».
Постановление Администрации Азовского района от 29.09. г № 852 «Об утверждении Порядка межведомственного взаимодействия по предупреждению самовольных уходов несовершеннолетних из семей, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений в Азовском районе и организации их розыска».
Постановление № 216 от 12.03.2014 г «Положение о наставничестве (шефстве) над подростками «группы риска»; несовершеннолетними, состоящими на учете органах внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав администрации Азовского района».
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН мероприятий, направленных на профилактику суицидального поведения несовершеннолетних в Азовском районе Ростовской области на 2020/2021 гг., утвержденный Комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Азовского района от 25.03.2020 (Протокол заседания № 05).
Приказ Азовского районного отдела образования от 26.08.2020 г № 434 «Об организации и проведении в 2020 году социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях».
Приказ Азовского районного отдела образования от 03.09.2020 г № 464 «Об организации родительского всеобуча в общеобразовательных учреждениях».
Приказ Азовского районного отдела образования от 09.09.2020 г. № 476 «Об усилении мер по профилактике суицидов среди несовершеннолетних».
Приказ Азовского районного отдела образования от 09.09.2020№ 477 «Об организации работы про профилактике суицидов и реализации родительского всеобуча».
Приказ Азовского районного отдела образования от 22.09.2020 № 502 «О профилактике жестокого обращения с несовершеннолетними и преступлений против половой неприкосновенности».
Приказ Азовского районного отдела образования от 17.11.2020 г№ 612 «Об утверждении Плана дополнительных мер по совершенствованию профилактической работы по устранению причин и условий, способствующих совершению суицидов (попыток суицидов) несовершеннолетних в образовательных организациях Азовского района».
План выявления и сопровождения обучающихся группы суицидального риска в образовательных учреждениях должен содержать в себе следующие этапы (в соответствии с приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 12.07.2018г. № 533 «О порядке выявления и сопровождения, обучающихся группы суицидального риска в образовательных учреждениях Ростовской области»):
- подготовка приказа о выявлении и сопровождении обучающихся группы суицидального риска;
- обучение классных руководителей заполнению таблицы факторов риска;
- заполнение таблицы факторов риска;
- составление списка детей «группы риска»;
- направление на консультацию к врачу-психиатру;
- составление, реализация, анализ и контроль индивидуальных программ сопровождения обучающихся группы суицидального риска (в соответствии с методическими рекомендациями по составлению и реализации индивидуальных программ комплексного сопровождения обучающихся группы суицидального риска от 25.09.2017 №24/3.20 – 7771);
- Приказ о назначении ответственного лица (имеющего полномочия контролировать работу всего педагогического состава) по профилактике суицидов;
- Утвержденный алгоритм действий ОО при попытке суицида обучающегося; при завершенном суициде (Приказ Минобразования РО № 244 от 12.04.2016 г. «О мерах по профилактике суицидов среди обучающихся и воспитанников образовательных организаций»);
- Планы образовательной организации и работы специалистов (план ОО воспитательной работы ОО, педагога-психолога, социального педагога и др. специалистов);
- Должностные инструкции специалистов;
- Пакет диагностических методик по выявлению обучающихся суицидальной «группы риска»;
- Групповые профилактические программы;
- Индивидуальные программы комплексного сопровождения;
- Журналы учета индивидуальной и групповой работы;
-Наличие информации о службах психологической, медицинской, социальной, правовой помощи, телефонах доверия на информационных стендах, сайте учреждения, СМИ;
- Аналитические справки;
- Отчеты.
Профилактика суицидов в учреждении образования
(памятка для педагогов)
Суицид – умышленное самоповреждение со смертельным исходом (лишение себя жизни).
Психологический смысл подросткового суицида — «крик о помощи», стремление привлечь внимание к своему страданию. Настоящего желания смерти нет, представление о ней крайне неотчетливо, инфантильно. Смерть представляется в виде желательного, длительного сна, отдыха от невзгод, способа попасть в иной мир, так же она видится средством наказать обидчиков.
Что в поведении подростка должно насторожить
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
Четыре основные причины самоубийства:
Оказание первичной помощи в беседе с подростком
Опасные ситуации, на которые надо обратить особое внимание
Четыре основные причины самоубийства:
Оказание первичной помощи в беседе с подростком
|
Если вы слышите |
Обязательно скажите |
Никогда не говорите |
1 |
«Ненавижу учебу, класс...» |
«Что происходит у нас, из-за чего ты себя так чувствуешь?» |
«Когда я был в твоем возрасте... да ты просто лентяй!» |
2 |
«Все кажется таким безнадежным...» |
«Иногда все мы чувствуем себя подавленными. Давай подумаем, какие у нас проблемы и какую из них надо решить в первую очередь» |
«Подумай лучше о тех, кому еще хуже, чем тебе» |
3 |
«Всем было бы лучше без меня!» |
«Ты очень много значишь для нас, и меня беспокоит твое настроение. Скажи мне, что происходит» |
«Не говори глупостей. Давай поговорим о чем-нибудь другом» |
4 |
«Вы не понимаете меня!» |
«Расскажи мне, как ты себя чувствуешь. Я действительно хочу это знать» |
«Кто же может понять молодежь в наши дни?» |
5 |
«Я совершил ужасный поступок...» |
«Давай сядем и поговорим об этом» |
«Что посеешь, то и пожнешь!» |
6 |
«А если у меня не получится?» |
«Если не получится, я буду знать, что ты сделал все возможное» |
«Если не получится — значит, ты недостаточно постарался!» |
При проведении беседы с подростком, размышляющим о суициде, педагогам рекомендуется:
Внимание!!! Решение лишить себя жизни – спонтанный порыв, поэтому его практически не возможно предугадать и предотвратить. На самом деле роковой шаг редко совершается под влиянием внезапного порыва. В большинстве случаев решение вызревает постепенно, вынашивается несколько дней, недель или даже месяцев.
Человек задумавший лишить себя жизни, никому не станет об этом рассказывать. Если кто-то и заговорил об этом – значит, не всерьез. Большинство покусившихся на свою жизнь (примерно семь из десяти) с кем-то делились своими планами или хотя бы намекали на них. Не всегда эти намеки удается уловить и правильно понять. Самое главное помнить: для многих «последней каплей» послужило именно то, что близкие от них отмахнулись, не приняли их всерьез.