РЕКОМЕНДАЦИИ
После проведения мониторинга качества дошкольного образования и выявленных недостатков необходимо:
Содействовать повышению профессионального уровня, педагогической компетентности, психолого-педагогических знаний педагогических работников дошкольных образовательных организаций за счет курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации.
Определить целью реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации – развитие профессиональной компетентности педагогов для создания условий реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО через организацию ведущей (игровой) деятельности детей.
Формировать понимание основных теоретических положений культурно-исторической концепции деятельностного подхода для построения образовательной работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО.
Систематизировать и расширить представления о новых формах и видах включения игры в работу педагога дошкольного образования.
Сформировать системное понимание вариантов применения информационно-коммуникационных и мультимедиа технологий в дошкольном образовании.
Развивать способности конструировать и реализовывать индивидуальные коррекционно-развивающие программы развития, организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными вариантами развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями.
Продолжить создание условий по преемственности дошкольного и начального общего образования для обеспечения каждому ребенку дошкольного возраста оптимального уровня развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшей жизни, в соответствии с его возможностями и способностями.
При проектировании образовательного процесса акцентировать внимание на внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.
Обеспечить необходимые условия организации образовательного процесса, а также условия для гармоничного всестороннего развития ребенка дошкольного возраста через организацию развивающей предметно-пространственной среды.
Целенаправленно изучать потребности семьи в сфере обучения и воспитания детей дошкольного возраста, при проектировании образовательного процесса и его содержания ориентироваться на реальные запросы семьи.
Коллегиально разрабатывать индивидуальных программ самообразования педагогических работников.
Способствовать повышению ИКТ-компетенции педагогов ДОО.
Рекомендованные ресурсы для изучения:
Интернет-педсовет
Информатика и ИКТ в образовании
Информационные технологии в образовании
Искусство и Интернет-технологии
Педагогические Интернет-клубы
Педагогическим работникам ДОО:
Организовывать психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях игровой деятельности на основе социализации и индивидуализации образовательного процесса. ФГОС ДО не допускает переноса трансляционной, учебно- дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. При проектировании образовательной программы дошкольного образования необходимо учитывать следующие:
Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс (непосредственно организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность). Педагог заранее продумывает и планирует обязательное «присутствие» игр и игровых приемов на каждом занятии в любой возрастной группе; совместные с взрослыми игры (дидактические, настольно-печатные, театрализованные, коррекционные и профилактические, подвижные); ежедневные свободные игры без прямого руководства воспитателем.
При проведении непосредственно-организованной образовательной деятельности игра используется как: образовательная ситуация, методический прием, форма проведения, способ решения и т.д.
В младшем возрасте эффективно использование игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов как канвы, стержня образовательной деятельности (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.).
При проведении непосредственно-организованной образовательной деятельности воспитатель занимает позицию организатора, наставника, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.
Для развития свободной, самостоятельной игры педагог создает полноценную предметно-игровую среду и инициирует возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры педагог занимает позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому воспитатель без необходимости не вмешивается в игры детей, не отвлекает их от игрового сюжета.
В перспективном плане педагог прописывает разнообразные виды игр, с которыми дети еще не знакомы, или знакомую игру, но с новой целью. Цель в плане воспитателя обозначается конкретно, избегая расплывчатых формулировок
В календарном плане указываются только новые игры, цели, проблемные ситуации, игрушки, которые способствуют развитию детей. (Например: внести в группу макеты для разыгрывания ситуаций на улицах города или села).
Педагог гибко реагирует на ситуации, настроение детей и в соответствии с этим проводит ту игру или ее вариант, который сейчас будет интересен детям, а не тот, который был заранее спланирован педагогом. Кроме того, воспитатель грамотно продумывает способы вовлечения детей в ту или иную игру: ситуации удивления, отсроченного ожидания, проблемные вопросы и ситуации, которые помогут детям с интересом включиться в предложенную игру.
Педагог внимательно изучает особенности и интересы каждого ребенка для того, чтобы планируемая игра была востребована детьми и приносила им удовольствие.
Воспитатель внимательно наблюдает за игровыми интересами детей, преобладающими игровыми сюжетами и диалогами и на основе наблюдений планирует новый, развивающийся сюжет для сюжетно-ролевой игры.
Новый, развивающийся сюжет планируется педагогом на предстоящий месяц (при продолжении интереса игру можно продлить еще на длительное время – на 2-3 месяца). В перспективном плане педагог указывает одну игру на месяц и одну цель к ней. В календарном плане (проведение сюжетно-ролевой игры подразумевается ежедневно в свободный временной промежуток утром, после занятий, сна, перед уходом домой) педагог прописывает только ситуации удивления, внесение и обыгрывание новых игрушек и атрибутов, проблемные ситуации, которые планируются для дальнейшего стимулирования детей к развитию сюжета.
При проведении непосредственно-организованной образовательной деятельности воспитатель лишь использует игру как основу для решения задач развития детей в различных направлениях.
В групповой комнате особо выделяется пространство для размещения и оформления новой сюжетно-ролевой игры: вместе с детьми обсуждается ее название, эмблема, месторасположение. Важным условием возникновения длительных игр является то, что новый сюжет создан и оформлен в групповой комнате в удобном для всех месте.
Свободная самостоятельная игра начинается не с распределения ролей и скучной беседы, а с заранее условленного сигнала: со слов «А сейчас можно поиграть», с музыки, песенки, стихотворения, звукового сигнала.
При возникновении ссор и конфликтов между детьми воспитатель продумывает тактику поведения: обдумывает целесообразность вмешательства, приемы и способы психологической поддержки детей.
Педагог умело находит место и время для внесения запланированной заранее игровой ситуации (приглашения гостя, внесения новых атрибутов, диалога), которая предполагает удивление детей, стимулирование их творчества и фантазии.
При обыгрывании момента удивления педагог не привлекает внимания всех детей искусственно, взаимодействует только с теми детьми, которые сами проявляют интерес к игровой ситуации.
В группе заранее, перед игрой продумывается и организовывается пространство для развития игры каждого ребенка: столы для рисования и работы с тестом, место для приготовления концерта или презентации, пространство для самого кафе или магазина.
Педагог не распределяет роли, а способствует самостоятельному определению ребенка на роль.
В процессе выполнения игровых действий воспитатель предлагает детям усложняющиеся задания, которые способствуют индивидуальному развитию каждого ребенка.
Педагог привлекает детей к планированию предстоящего сюжета игры, используя разнообразные приемы: игровые проекты, игровые словарики и дневники, метод «мозгового штурма», «банк детских идей», сюжетные рисунки детей и взрослых и т.д.
Педагог создает условия для продолжения сюжетно-ролевой игры на прогулке, где заранее создает предметно-игровую среду: выносятся игрушки и атрибуты; создаются закрытые «островки» в виде палаток, накидок на столы и кустарники; продумываются способы взаимодействия детей разных возрастов по интересам ребенка.
Важно всем ДОО :
продумать мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения. Совместное групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах, может быть наиболее эффективной формой убеждения родителей занимать активную позицию и находить положительные стороны их участия в жизни ДОО, самостоятельно принимать решения. Педагогу желательно показать родителям конкретные положительные результаты (следствия для детей) их включения в жизнь детского сада;
для повышения эффективности и продуктивности взаимодействия необходима программа работы с родителями и педагогическим коллективом, с целью её разработки необходимо выявить наиболее эффективные формы организации консультаций для родителей, в каких формах возможно более активное включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. с целью расширения возможностей организации эффективного общения с родителями педагогам ДОО рекомендуется использовать Интернет-ресурсы, общение on-line. Можно рекомендовать несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников:
телекоммуникационный проект (игра-соревнование между группами родителей с получением задания и использованием электронной почты для связи). Задачей педагога является организация участников, распределение времени, так как поиск информации и подготовка информационного материала на компьютере проходят одновременно, что влечёт ограничение по времени. Но после коллективного обсуждения все решения участники должны принимать самостоятельно);
создание информационно-методического журнала on-line (каждый номер может быть посвящен определенной проблеме воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении, которая волнует родителей больше всего, статьи могут писать не только педагоги, но и специалисты различных служб);
создание и поддержка активно действующего форума на сайте детского сада. На форуме родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе).
На основе результатов регулярных мониторинговых исследований ДОО разрабатывать индивидуальные образовательные траектории детей с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, дети с ОВЗ, дети с энокультуральными особенностями).
Реализация системно-деятельностного подхода предполагает умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в ДОО с трех позиций. Первая – это воспитательная система всего детского сада, в рамках которой педагогический коллектив и каждый педагог стремиться упорядочить влияние всех факторов на процесс развития воспитанников. Вторая – воспитательное пространство группы, где и происходит наибольшее количество актов педагогического воздействия. Третья – обеспечение индивидуальной траектории развития ребенка (индивидуального образовательного маршрута). Можно рекомендовать следующий общий алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута ребенка.
этап. Выбор направления и субъекта для построения индивидуального маршрута развития;
этап. Наблюдение (за ребенком в организованной взрослым деятельности; за ребенком в свободной деятельности); 3 этап. Диагностика:
Определение «проблемных» и «успешных» зон развития.
Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка.
Подбор методик, определение методов и приемов работы. 4 этап. Работа:
Подбор индивидуальных заданий.
Связь с родителями.
Корректировка задач, методов работы с ребенком. 5 этап. Контроль (итоговая диагностика).
В ДОО использовать различные способы позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста через:
расширение сферы общения и взаимодействия ребёнка с детьми разных возрастов и окружающими взрослыми; («играем вместе», «дом, в котором мы живём», «поможем малышам», «идем в гости» и др.);
предоставление детям разнообразных атрибутов, материалов для различных видов индивидуальной и совместной деятельности (развивающая предметно-пространственная среда группы, обеспечивающая возможность выбора детьми деятельности, видов активности, участников совместной деятельности, общения);
увеличение и постепенное обогащение в социальной и предметной составляющей пространства элементов, способствующих индивидуализации ребёнка: личных вещей (одежды, фотографий, подарков, альбомов, рисунков и др.), территорий уединения, доступных для ребёнка;
гибкого сочетания индивидуализирующих и социализирующих аспектов в организационно-технологическом компоненте с учётом задач и хода развития индивидуальности каждого ребёнка. Сочетание разных позиций педагога («наблюдателя», «информатора»,
«советчика», «партнера»). Коллективной и индивидуальной деятельности (индивидуальная деятельность по интересам ребенка; работа в паре со сверстником или взрослым; взаимодействие в группе или микрогруппе); выполнение творческих и стандартных заданий и т.д.
Всем ДОО Азовского района при организации педагогического процесса ориентироваться на непрерывность детского развития в 5 образовательных областях, представленных в ФГОС ДО и ОП ДО.
Задачи педагога по ФГОС ДО:
Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей
Усвоение норм и ценностей, принятый в обществе, включая моральные и нравственные ценности
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых
Развитие трудовой деятельности Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Патриотическое воспитание Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания
Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
Развитие словаря. Овладение речью как средством общения и культуры
Воспитание звуковой культуры
Обогащение активного словаря
Развитие связной речи. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи
Развитие речевого творчества
Формирование грамматического строя речи
Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи
Воспитание любви и интереса к художественному слову
Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы
Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.
Формирование познавательных действий, становление сознания
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
Развитие воображения и творческой активности
Знакомство с социальным миром
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов в окружающем мире (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, пространстве и времени и др.)
Развитие элементарных математических представлений
Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках
Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов.
Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы
Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы
Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира
Становление эстетического отношения к окружающему миру
Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства
Формирование элементарных представлений о видах искусства
Художественная деятельность
Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора
Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений
Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и пр.).
Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности
Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики
Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере
Правильное выполнение основных движений
Становление ценностей здорового образа жизни
Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта
Овладение подвижными играми и правилами
Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.