Решаем вместе
Не убран мусор, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!

Анализ и адресные рекомендации по результатам анализа

РЕКОМЕНДАЦИИ

После проведения мониторинга качества дошкольного образования и выявленных недостатков необходимо:

  • Содействовать повышению профессионального уровня, педагогической компетентности, психолого-педагогических знаний педагогических работников дошкольных образовательных организаций за счет курсов профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

  • Определить целью реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации – развитие профессиональной компетентности педагогов для создания условий реализации основной образовательной программы в соответствии с ФГОС ДО через организацию ведущей (игровой) деятельности детей.

  • Формировать понимание основных теоретических положений культурно-исторической концепции деятельностного подхода для построения образовательной работы с детьми в соответствии с ФГОС ДО.

  • Систематизировать и расширить представления о новых формах и видах включения игры в работу педагога дошкольного образования.

  • Сформировать системное понимание вариантов применения информационно-коммуникационных и мультимедиа технологий в дошкольном образовании.

  • Развивать способности конструировать и реализовывать индивидуальные коррекционно-развивающие программы развития, организовать совместную и индивидуальную деятельность детей с разными вариантами развития в соответствии с их возрастными, сенсорными и интеллектуальными особенностями.

 

  1. Руководителям ДОО:

  • Продолжить создание условий по преемственности дошкольного и начального общего образования для обеспечения каждому ребенку дошкольного возраста оптимального уровня развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшей жизни, в соответствии с его возможностями и способностями.

  • При проектировании образовательного процесса акцентировать внимание на внедрение здоровьесберегающих образовательных технологий.

  • Обеспечить необходимые условия организации образовательного процесса, а также условия для гармоничного всестороннего развития ребенка дошкольного возраста через организацию развивающей предметно-пространственной среды.

  • Целенаправленно изучать потребности семьи в сфере обучения и воспитания детей дошкольного возраста, при проектировании образовательного процесса и его содержания ориентироваться на реальные запросы семьи.

  • Коллегиально разрабатывать индивидуальных программ самообразования педагогических работников.

  • Способствовать повышению ИКТ-компетенции педагогов ДОО.

Рекомендованные ресурсы для изучения:

    • Интернет-педсовет

    • Информатика и ИКТ в образовании

    • Информационные технологии в образовании

    • Искусство и Интернет-технологии

    • Педагогические Интернет-клубы

    • Педагогическим работникам ДОО:

    1. Организовывать психолого-педагогическое сопровождение развития детей в условиях игровой деятельности на основе социализации и индивидуализации образовательного процесса. ФГОС ДО не допускает переноса трансляционной, учебно- дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста. При проектировании образовательной программы дошкольного образования необходимо учитывать следующие:

      • Игры логически и системно, естественно должны быть включены в целостный образовательный процесс (непосредственно организованную образовательную деятельность, образовательную деятельность в процессе режимных моментов, самостоятельную образовательную деятельность). Педагог заранее продумывает и планирует обязательное «присутствие» игр и игровых приемов на каждом занятии в любой возрастной группе; совместные с взрослыми игры (дидактические, настольно-печатные, театрализованные, коррекционные и профилактические, подвижные); ежедневные свободные игры без прямого руководства воспитателем.

      • При проведении непосредственно-организованной образовательной деятельности игра используется как: образовательная ситуация, методический прием, форма проведения, способ решения и т.д.

      • В младшем возрасте эффективно использование игровых сказочных персонажей; в более старшем возрасте – использование сказочных и занимательных сюжетов как канвы, стержня образовательной деятельности (например, игры-путешествия с выполнением разнообразных познавательных заданий, игры-развлечения т.д.).

      • При проведении непосредственно-организованной образовательной деятельности воспитатель занимает позицию организатора, наставника, партнера-исследователя, который вместе с детьми добывает новую информацию и искренне удивляется совместно полученным результатам.

      • Для развития свободной, самостоятельной игры педагог создает полноценную предметно-игровую среду и инициирует возникновение игр по интересам детей. При проведении самостоятельной игры педагог занимает позицию «созидателя игрового пространства», «активного наблюдателя». Поэтому воспитатель без необходимости не вмешивается в игры детей, не отвлекает их от игрового сюжета.

      • В перспективном плане педагог прописывает разнообразные виды игр, с которыми дети еще не знакомы, или знакомую игру, но с новой целью. Цель в плане воспитателя обозначается конкретно, избегая расплывчатых формулировок

      • В календарном плане указываются только новые игры, цели, проблемные ситуации, игрушки, которые способствуют развитию детей. (Например: внести в группу макеты для разыгрывания ситуаций на улицах города или села).

      • Педагог гибко реагирует на ситуации, настроение детей и в соответствии с этим проводит ту игру или ее вариант, который сейчас будет интересен детям, а не тот, который был заранее спланирован педагогом. Кроме того, воспитатель грамотно продумывает способы вовлечения детей в ту или иную игру: ситуации удивления, отсроченного ожидания, проблемные вопросы и ситуации, которые помогут детям с интересом включиться в предложенную игру.

      • Педагог внимательно изучает особенности и интересы каждого ребенка для того, чтобы планируемая игра была востребована детьми и приносила им удовольствие.

      • Воспитатель внимательно наблюдает за игровыми интересами детей, преобладающими игровыми сюжетами и диалогами и на основе наблюдений планирует новый, развивающийся сюжет для сюжетно-ролевой игры.

      • Новый, развивающийся сюжет планируется педагогом на предстоящий месяц (при продолжении интереса игру можно продлить еще на длительное время – на 2-3 месяца). В перспективном плане педагог указывает одну игру на месяц и одну цель к ней. В календарном плане (проведение сюжетно-ролевой игры подразумевается ежедневно в свободный временной промежуток утром, после занятий, сна, перед уходом домой) педагог прописывает только ситуации удивления, внесение и обыгрывание новых игрушек и атрибутов, проблемные ситуации, которые планируются для дальнейшего стимулирования детей к развитию сюжета.

      • При проведении непосредственно-организованной образовательной деятельности воспитатель лишь использует игру как основу для решения задач развития детей в различных направлениях.

      • В групповой комнате особо выделяется пространство для размещения и оформления новой сюжетно-ролевой игры: вместе с детьми обсуждается ее название, эмблема, месторасположение. Важным условием возникновения длительных игр является то, что новый сюжет создан и оформлен в групповой комнате в удобном для всех месте.

      • Свободная самостоятельная игра начинается не с распределения ролей и скучной беседы, а с заранее условленного сигнала: со слов «А сейчас можно поиграть», с музыки, песенки, стихотворения, звукового сигнала.

      • При возникновении ссор и конфликтов между детьми воспитатель продумывает тактику поведения: обдумывает целесообразность вмешательства, приемы и способы психологической поддержки детей.

      • Педагог умело находит место и время для внесения запланированной заранее игровой ситуации (приглашения гостя, внесения новых атрибутов, диалога), которая предполагает удивление детей, стимулирование их творчества и фантазии.

      • При обыгрывании момента удивления педагог не привлекает внимания всех детей искусственно, взаимодействует только с теми детьми, которые сами проявляют интерес к игровой ситуации.

      • В группе заранее, перед игрой продумывается и организовывается пространство для развития игры каждого ребенка: столы для рисования и работы с тестом, место для приготовления концерта или презентации, пространство для самого кафе или магазина.

      • Педагог не распределяет роли, а способствует самостоятельному определению ребенка на роль.

      • В процессе выполнения игровых действий воспитатель предлагает детям усложняющиеся задания, которые способствуют индивидуальному развитию каждого ребенка.

      • Педагог привлекает детей к планированию предстоящего сюжета игры, используя разнообразные приемы: игровые проекты, игровые словарики и дневники, метод «мозгового штурма», «банк детских идей», сюжетные рисунки детей и взрослых и т.д.

      • Педагог создает условия для продолжения сюжетно-ролевой игры на прогулке, где заранее создает предметно-игровую среду: выносятся игрушки и атрибуты; создаются закрытые «островки» в виде палаток, накидок на столы и кустарники; продумываются способы взаимодействия детей разных возрастов по интересам ребенка.

 

Важно всем ДОО :

  • продумать мероприятия, побуждающие родителей включиться в жизнь дошкольного учреждения. Совместное групповое обсуждение родителями и педагогами участия родителей в организационных мероприятиях в разных формах, может быть наиболее эффективной формой убеждения родителей занимать активную позицию и находить положительные стороны их участия в жизни ДОО, самостоятельно принимать решения. Педагогу желательно показать родителям конкретные положительные результаты (следствия для детей) их включения в жизнь детского сада;

  • для повышения эффективности и продуктивности взаимодействия необходима программа работы с родителями и педагогическим коллективом, с целью её разработки необходимо выявить наиболее эффективные формы организации консультаций для родителей, в каких формах возможно более активное включение родителей в образовательный процесс дошкольного учреждения. с целью расширения возможностей организации эффективного общения с родителями педагогам ДОО рекомендуется использовать Интернет-ресурсы, общение on-line. Можно рекомендовать несколько путей применения Интернет-ресурсов во взаимодействии с семьями воспитанников:

    • телекоммуникационный проект (игра-соревнование между группами родителей с получением задания и использованием электронной почты для связи). Задачей педагога является организация участников, распределение времени, так как поиск информации и подготовка информационного материала на компьютере проходят одновременно, что влечёт ограничение по времени. Но после коллективного обсуждения все решения участники должны принимать самостоятельно);

    • создание информационно-методического журнала on-line (каждый номер может быть посвящен определенной проблеме воспитания ребенка в семье и дошкольном учреждении, которая волнует родителей больше всего, статьи могут писать не только педагоги, но и специалисты различных служб);

    • создание и поддержка активно действующего форума на сайте детского сада. На форуме родитель может задать педагогу любой вопрос, касающийся своего ребенка, а также внести предложения по организации воспитательного процесса в группе).

 

 

На основе результатов регулярных мониторинговых исследований ДОО разрабатывать индивидуальные образовательные траектории детей с особыми образовательными потребностями (одаренные дети, дети с ОВЗ, дети с энокультуральными особенностями).

Реализация системно-деятельностного подхода предполагает умение педагога рассматривать воспитательное взаимодействие с личностью ребенка в ДОО с трех позиций. Первая – это воспитательная система всего детского сада, в рамках которой педагогический коллектив и каждый педагог стремиться упорядочить влияние всех факторов на процесс развития воспитанников. Вторая – воспитательное пространство группы, где и происходит наибольшее количество актов педагогического воздействия. Третья – обеспечение индивидуальной траектории развития ребенка (индивидуального образовательного маршрута). Можно рекомендовать следующий общий алгоритм создания индивидуального образовательного маршрута ребенка.

  1. этап. Выбор направления и субъекта для построения индивидуального маршрута развития;

  2. этап. Наблюдение (за ребенком в организованной взрослым деятельности; за ребенком в свободной деятельности); 3 этап. Диагностика:

    • Определение «проблемных» и «успешных» зон развития.

    • Построение маршрута с ориентированием на зону ближайшего развития ребенка.

    • Подбор методик, определение методов и приемов работы. 4 этап. Работа:

    • Подбор индивидуальных заданий.

    • Связь с родителями.

    • Корректировка задач, методов работы с ребенком. 5 этап. Контроль (итоговая диагностика).

В ДОО использовать различные способы позитивной социализации и индивидуализации детей дошкольного возраста через:

  • расширение сферы общения и взаимодействия ребёнка с детьми разных возрастов и окружающими взрослыми; («играем вместе», «дом, в котором мы живём», «поможем малышам», «идем в гости» и др.);

  • предоставление детям разнообразных атрибутов, материалов для различных видов индивидуальной и совместной деятельности (развивающая предметно-пространственная среда группы, обеспечивающая возможность выбора детьми деятельности, видов активности, участников совместной деятельности, общения);

  • увеличение и постепенное обогащение в социальной и предметной составляющей пространства элементов, способствующих индивидуализации ребёнка: личных вещей (одежды, фотографий, подарков, альбомов, рисунков и др.), территорий уединения, доступных для ребёнка;

  • гибкого сочетания индивидуализирующих и социализирующих аспектов в организационно-технологическом компоненте с учётом задач и хода развития индивидуальности каждого ребёнка. Сочетание разных позиций педагога («наблюдателя», «информатора»,

«советчика», «партнера»). Коллективной и индивидуальной деятельности (индивидуальная деятельность по интересам ребенка; работа в паре со сверстником или взрослым; взаимодействие в группе или микрогруппе); выполнение творческих и стандартных заданий и т.д.

Всем ДОО Азовского района при организации педагогического процесса ориентироваться на непрерывность детского развития в 5 образовательных областях, представленных в ФГОС ДО и ОП ДО.

 

Задачи педагога по ФГОС ДО:

 

В образовательной области «Социально-коммуникативное развитие»:

  • Развитие игровой деятельности детей с целью освоения различных социальных ролей

  • Усвоение норм и ценностей, принятый в обществе, включая моральные и нравственные ценности

  • Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий

  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

  • Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками

  • Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых

  • Развитие трудовой деятельности Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества

  • Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе

  • Патриотическое воспитание Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания

  • Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

 

В образовательной области «Речевое развитие»:

  • Развитие словаря. Овладение речью как средством общения и культуры

  • Воспитание звуковой культуры

  • Обогащение активного словаря

  • Развитие связной речи. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте

  • Формирование элементарного осознания явлений языка и речи

  • Развитие речевого творчества

  • Формирование грамматического строя речи

  • Развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи

  • Воспитание любви и интереса к художественному слову

  • Знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы

  • Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

 

В образовательной области «Познавательное развитие»:

Знакомство с миром природы и формирование экологического сознания

  • Формирование познавательных действий, становление сознания

  • Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

  • Развитие воображения и творческой активности

  • Знакомство с социальным миром

  • Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов в окружающем мире (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, пространстве и времени и др.)

  • Развитие элементарных математических представлений

  • Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях народа, об отечественных традициях и праздниках

  • Формирование первичных представлений о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов.

 

В образовательной области «Художественно-эстетическое развитие»

  • Формирование и развитие эстетического восприятия мира природы

  • Развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного), мира природы

  • Формирование и развитие эстетического восприятия социального мира

  • Становление эстетического отношения к окружающему миру

  • Формирование и развитие художественного восприятия произведений искусства

  • Формирование элементарных представлений о видах искусства

  • Художественная деятельность

  • Восприятие музыки, художественной литературы, фольклора

  • Стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений

  • Реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной и пр.).

 

В образовательной области «Физическое развитие»

  • Приобретение дошкольниками опыта двигательной деятельности

  • Правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики

  • Становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере

  • Правильное выполнение основных движений

  • Становление ценностей здорового образа жизни

  • Формирование начальных представлений о некоторых видах спорта

  • Овладение подвижными играми и правилами

  • Овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни.


Деятельность

Авторизация